Последние пару лет в Воронеже всё ярче проявляется интерес к культуре уличной еды. Можно вспомнить и первые Ресторанные дни, и фудкорты на городких маркетах, ярмарках и фестивалях, и лавки с бургерами. С каждым разом они становятся всё лучше, а интерес к ним — всё больше. Ограничение одно — почти все они однодневные или работают только в тёплое время года. Взяв на вооружение спрос на уличную еду и достаточно небольшое предложение, а также вдохновившись опытом из путешествий, Дима и Юля Субботины открыли в Воронеже в начале 2016 года фургончик с едой на вынос «People Havaet».
С чего начинается ваша история? Вы только начали работать, но подготовкой занялись задолго до этого. Расскажите, как всё было.
Дима: Мы решили начать своё дело, потому что хотелось заниматься чем-то приятным. Чтобы работа приносила удовольствие. Поэтому начали обдумывать, что это может быть. А так как мы стараемся много путешествовать, то часто видели удачные проекты, связанные с культурой уличной еды. Например, в Европе это очень распространено, и вся продукция не только вкусная, но и привлекательная.
Юля: Вообще Дима очень вкусно готовит, особенно мясо, и это не только я одна так думаю. К тому же нам это очень интересно, поэтому и решили, что было бы здорово запустить свой проект, связанный с кулинарией. Остановились на варианте фургончика с едой.
Дима: Открыть собственный ресторан пока не представляется возможным, а фудтрак требует меньших вложений. Кроме того, он даёт отличную возможность проверить свои силы. Ещё из плюсов то, что можно перемещаться по городу.
А как насчёт стартового капитала?
Юля: Стартовый капитал у нас был накоплен. Я раньше работала в банке, а у Димы своя компания по транспортной логистике. Подумали, что вложить деньги в бизнес, будет правильной инвестицией. Безусловно, мы всё заранее просчитывали, составляли бизнес-план. Определённые риски, конечно, были и есть сейчас, но это нас не остановило. И мы об этом нисколько не жалеем. Почти сразу нам удалось купить фургон-прицеп компании «Исток», которая находится в Подмосковье, затем закупили технику и оборудование.
Кстати, про них. Как вы выбирали? Насколько я понимаю, опыта работы в этой сфере у вас мало.
Дима: Выбором техники в основном занимался я. Пришлось прочитать очень много литературы, отзывов и характеристик. В итоге заказали голландское оборудование — качественное и мощное, которое могло бы справиться с большим объёмом работы. Сильно экономить здесь нельзя, ведь техника очень важна.
Юля: Ещё важно было сделать хороший фирменный стиль проекта, поэтому мы обратились к друзьям Димы — талантливым ребятам из агентства «Профилактика». Они придумали логотип, леттеринг и дизайн самого фудтрака.
А кто придумал название? Слышала разные мнения по этому поводу, в том числе и негативные. В духе «что бы мы ни приготовили, пипл всё равно схавает».
Дима: Название «People Havaet» мы придумали сами. И к нему нужно относиться, как к шутке, и не более того. Всё просто: мы готовим еду, люди её едят — People Havaet. Так сказать, название just for fun! И кстати, именно оно и послужило отличной рекламой нашему фудтраку: всем стало очень интересно, что же people всё-таки havaet.
Хотелось бы узнать о юридической составляющей. У нас это довольно больной вопрос, и очень многие предприниматели никак не регистрируют свой бизнес. Вы работаете официально?
Юля: Да, мы сразу открыли ООО, оформили все необходимые документы, медицинские книжки, заключили договора с арендодателями. Остановились на обществе с ограниченной ответственностью, так как для индивидуальных предпринимателей подогнали штрафы, почти как для юридических лиц. ООО же рискует только своим стартовым капиталом — так поступить нам посоветовал бухгалтер с большим опытом работы. Кстати, оформлять документы было совсем не трудно. Всё оказалось намного проще, чем мы думали, и заняло не более двух недель.
Но всё равно, не самое приятное занятие. Куда приятнее, наверное, было составлять меню. Расскажите об этом.
Дима: Меню мы составляли самостоятельно. Подбирали ингредиенты, готовили, пробовали сами и приглашали друзей на дегустации. И в итоге остановились на тех вариантах, которые были признаны судьями лучшими. Ведь наша цель — накормить всех, и накормить очень вкусно. Что касается десертов, то тут мы решили найти лучшего кондитера в городе. Поэтому и начали сотрудничать с талантливой Марией Шелушенко из Sugar Bakeshop.
Вы всё-таки больше про мясо, чем про сладости. «Бургеры из мраморной говядины» — написано на вашем фудтраке крупными буквами. Я знаю, что вы работаете с компанией «Мираторг», но почему не «Заречное», о котором только и говорят весь последний год?
Юля: Изначально мы и планировали сотрудничать с компанией «Заречное», даже встречались с их представителем. Но совместной работы не получилось из-за того, что они посчитали, что мы как новички можем плохо приготовить мясо и тем самым неправильно зарекомендовать их бренд. Поэтому сотрудничество с местным производителем не сложилось. В итоге подписали договор с фермерской компанией «Мираторг», чему очень рады.
И последний вопрос, который волнует многих. Как быстро вы планируете окупить проект и выйти в прибыль? Не боитесь прогореть?
Дима: Окупиться мы планируем за 3-4 месяца. Мы не были бы так уверены в этом, если бы не первые недели работы. Признаться, даже не ожидали такого ажиотажа. И это очень радостно! Наверное, если подходить к делу с душой и выкладываться на 100%, это приносит свои плоды. Уже начали появляться мысли о расширении. Конечно, не будем забегать вперёд, но начало нас очень воодушевило и вдохновило.
Юля: Несмотря на то, что мы только открылись, мы верим в успех нашего проекта. Воронежцы отлично принимают данный формат стрит-фуда. Мы были приятно удивлены, что даже в сильные январские морозы у нас было очень много гостей и стояли большие очереди. Конечно, впереди ещё много целей. В дальнейшем планируем заняться кейтерингом, а сейчас в разработке сайт для оформления заказов. А когда на улице потеплеет наш фудтрак будет даже более актуален. Так что увидимся на улицах Воронежа!
Подготовила Ксения Камынина