Бизнес-журнал «СТОЛЛЬ»
среда, 08 мая 2024

Если бизнес связан с творчеством, не надо стремиться сразу заработать много денег. Вероника Куликова о посуде ручной работы «Как пахнет земля»

Подписаться на «СТОЛЛЬ»
Вступай в бизнес-сообщество Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Twitter:

Кружки причудливой формы, кувшины, обварные чашки и пиалы — это и другую глиняную посуду ручной работы теперь можно найти и в Воронеже. Красивые и уникальные предметы, словно с фотосессий журнала Kinfolk, создает керамист-самоучка Вероника Куликова, которая решила сделать из своего хобби небольшой стартап, получивший название «Как пахнет земля».

╨Ъ╨░╨║ ╨┐╨░╤Е╨╜╨╡╤В ╨╖╨╡╨╝╨╗╤П

Как долго существует «Как пахнет земля»?
Я занимаюсь керамикой только пару лет, и всего год, как мы с мужем создали наш маленький проект. Так или иначе я была связана с визуальными искусствами с детства, закончила художественную школу, а сейчас учусь на последнем курсе факультета графического дизайна. Вообще я всегда хотела стать иллюстратором и о керамике совсем не задумывалась, интерес к ней пришёл очень неожиданно, но затянул меня сразу.
Расскажи, как это было?
Всё произошло очень просто и неожиданно. Мы были в Херсонесе, зашли в местную лавку с сувенирами, чтобы выбрать подарки родным, как это всегда бывает на отдыхе. И там среди потоковых и довольно топорных работ была прекрасная тёплая керамика мастера, имени которого я, к сожалению, не запомнила. Я долго рассматривала эту посуду, и, наверное, именно после этого желание стать керамистом разрослось во мне. Мне всегда казалось, что керамика и в частности гончарное дело — что-то невероятно сложное, далёкое от меня. Но было трудно избавиться от навязчивой идеи, и я решила попробовать.

16  15  8

И как получилось, что хобби переросло в необычный проект и работу?
Технически было сложновато, потому что нужно иметь доступ к оборудованию, найти пространство для работы, необходимо знать и соблюдать процессы. Но если есть желание, всему этому можно научиться. Так я начала делать свою посуду, и результат понравился не только мне и близким, но и аудитории в социальных сетях. Изделия были далеки от совершенства, но обладали наивной притягательностью, которую я сделала своим стилем. В итоге появился проект «Как пахнет земля».
Наивная притягательность — очень подходящее определение для твоего стиля, которое и определяет его уникальность. Как ты этого добиваешься?
В основном я использую методы ручной лепки, которыми пользовались древние люди ещё до изобретения гончарного круга. Мне нравится, что благодаря этим приёмам изделия получаются абсолютно индивидуальными и несовершенными, что сочетается с философией переменчивости и простоты. Зрителю в нашем городе не всегда понятно, почему моя посуда геометрически неверная, отчасти небрежная и такая простая, хотя по всему миру подобная стилистика никогда не была новшеством. Японская керамика раку, которая меня очень вдохновляет, насчитывает сотни лет истории.
А что еще тебя вдохновляет?
 Кроме работ японских мастеров, которые я постоянно изучаю, меня вдохновляет неисчерпаемый источник — природа. Форма, фактура, цвет — основообразующие понятия в керамике, и природа даёт бесконечные возможности в наблюдении и копировании. Больше всего мне нравятся структура коры деревьев, мхи, камни, цветочные бутоны — формы и цветовые сочетания уже готовы, бери и используй!

Например, во время путешествия по финским лесам меня очень впечатлил колорит местности, и я старалась воспроизвести его в керамике, повторить с помощью глазурей цвета мхов.

Часто я создаю посуду без какого-либо эскиза, как, например, весенний набор с чайником и пиалами. Всё происходило само собой: сначала я нашла на снегу целый ворох веточек ивы, и это было именно то, что нужно. Потом я просто села и слепила этот смешной чайник, листик на крышке появился сам, как бы обозначив намерение чайника стать зелёным и весенним, а найденные ветви ивы стали ручкой. То есть образ предмета зачастую складывается в процессе работы. Я просто начинаю лепить для удовольствия, почти бессознательно, это даже чем-то похоже на медитацию. Конечно, иногда я создаю эскизы и продумываю будущие изделия, особенно, если это заказ или интерпретация работы какого-нибудь японского мастера, приёмы которого я хочу изучить. 

11

12

У тебя есть отдельная мастерская или ты работаешь дома?
Пока что я занимаюсь керамикой дома, но в ближайшее время собираюсь открывать мастерскую. Это удобнее по многим причинам, начиная с того, что работа с глазурями и даже самой глиной довольно вредная для организма вещь, и заканчивая тем, что в квартире скоро не останется незахваченного материалами или готовой посудой места. Всё же работа и дом должны быть отделены друг от друга, мне кажется. Исключение — загородный дом. Там, в отличие от квартиры, можно удобно совместить жилую часть и мастерскую.
С какими еще сложностями пришлось столкнуться?
Отсутствие технической базы для керамистов в Воронеже. Здесь до сих пор сложно найти мастерские, где можно учиться керамике или куда можно отдавать изделия на обжиг. Нет и магазинов, куда привозили бы глины и глазури. Поэтому всё приходится делать самостоятельно: приспосабливать помещение, приобретать печь, заказывать материалы из других городов, учиться при личных встречах с мастерами или с помощью интернета. Конечно, всё это требует времени и сил, но я абсолютно уверена, что такие условия закаляют и насыщают опытом, поэтому в них есть свои плюсы. Кроме того, сейчас интерес к ручному труду возрастает и, похоже, энтузиастами скоро будет создаваться больше условий для него.

7    6

2    3

Какие преимущества дает вам свое дело? Ведь это достаточно специфичная область.
 Главное из преимуществ — это независимость. Ты сам решаешь, как планировать свою занятость, в каком направлении двигаться, как расширяться.Это творческий процесс. Керамика — занятие бесконечно экспериментальное, поэтому свобода здесь очень важна, она позволяет развиваться и искать себя. 
И какие планы на будущее вы строите? Будет ли проект расширяться до более крупной истории?
 Пока что мы с мужем продвигаем мой проект «Как пахнет земля» преимущественно в интернете: в социальных сетях я встречаю заказчиков из разных городов России и ближнего зарубежья, в будущем хотелось бы выйти на международный уровень, но об этом пока рано говорить, нужно ещё очень много учиться. Мой муж — веб-разработчик, он сам сделал сайт «Как пахнет земля», на котором можно рассмотреть мои лучшие работы, заглянуть в блог и при желании связаться со мной. Иногда я провожу мастер-классы и участвую в ярмарках, что позволяет знакомиться с интересными людьми и обмениваться опытом.

В будущем мне хотелось сделать многое, ведь я нахожусь только в начале пути: открыть свою мастерскую, разработать узнаваемый фирменный стиль, не переставать учиться, набираясь опыта в общении с опытными керамистами. 

1

Как думаете, для Воронежа это актуально?
Здесь есть немало людей, интересующихся керамикой и необычной посудой, как оказалось. И пока что подобного немного, поэтому для покупателя это почти экзотика: всегда есть и восторги, и полное непонимание. Не думаю, что в других городах России ситуация принципиально иная, если не считать столиц, в которых всё же более развиты искусства и ремёсла, отчего и зритель опытнее. Мне кажется, в Воронеже сейчас интерес к подобной керамике и другому ручному труду будет только расти. Это вообще всемирная тенденция, причём у нас она только набирает обороты.
Какие советы можете дать начинающим предпринимателям?
Я только учусь бизнесу, поэтому вряд ли могу дать по-настоящему ценные советы. Однако кое-что я почувствовала: если ваше дело связано с творчеством, не стремитесь на первых порах заработать кучу денег, этого не получится. Главное — искать свой стиль, оттачивать мастерство, стараться удивлять качеством и новизной своих проектов, а не «штамповать» изделия. Только тогда вы выйдете на новый уровень.

Ксения КАМЫНИНА

Вступай в бизнес-сообщество Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Twitter:

← Вернуться

×
Вступай и участвуй в жизни бизнес-сообщества Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Я уже подписан на «СТОЛЛЬ»
×
Вступай в бизнес-сообщество Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Twitter:
Я уже подписан на «СТОЛЛЬ»