Руководитель медиа-маркетинговой студии «YaketySax» Павел Райн рассказал нам о создании популярного сообщества «В контакте», о мертвых площадках и о том, что надо делать бизнесу, чтобы аккаунт стал приносить продажи.
Ты создал довольно популярное сообщество «В контакте». Скажи, с чего ты начинал, почему выбрал такую тему?
Группа была создана в мае 2011 года как афиша бесплатных мероприятий города, со временем концепция эволюционировала как группа актуальных новостей и интересных событий. Почему? Тематику выбрал интересную себе. Впоследствии группа стала полигоном для изучения механик продвижения. Итог: ошибки, открытия, некоторые достижения.
Многие, к сожалению, до сих пор считают, что стоит создать страничку, пригласить туда друзей – и дело пошло. Некоторые помнят и те времена, когда приглашение в группу можно было рассылать всем подряд. А как на самом деле? Какие сложности встают перед человеком, который хочет создать популярное сообщество по интересам? С чем пришлось столкнуться лично тебе?
Прошли те времена, когда хороший контент автоматически становился виральным и привлекал кучу подписчиков. Соответственно, для желающего создать крупное информационное сообщество остается один выход — крупные финансовые вливания, и главная проблема — правильно распределять бюджет, исключая неэффективные траты. «Живой Воронеж» развивался с минимальным вложениями, в основном, за счет контента — некоторая редакторская работа по подбору новостей и мероприятий.
Еще, мне кажется, довольно большая сложность – это контент? Как ты подходишь к наполнению группы, есть ли информационная концепция? И вообще нужна ли она?
Так и есть, концепция “content is king” всегда оправдывает себя в перспективе, как и для развлекательных сообществ, так и для коммерческих. В наполнении мы используем определенную базу источников: новостные сайты, воронежские блогеры, сайты/странички воронежских заведений. Контент-план незаменим для коммерческих проектов, в практике же «Живого Воронежа» мы не ставим цель выпустить определенное количество публикацией, есть некоторый минимум, но это скорее рекомендованное число.
Вернемся к вопросу рекламы «в контакте». Действительно, очень популярно у представителей малого и среднего бизнеса давать рекламу в разные группы. Если кратко, в какой тематике сообщества «живые», на какие надо обратить внимание, чтобы рассматривать для рекламы, а где все откровенно «тухло»?
Тут есть определенная проблема. К соцсетям было приковано очень много внимания со стороны бизнеса и СМИ, в итоге мы получили огромный пузырь — большое количество мертвых площадок, продающих рекламу за немалые суммы, большое количество спроса на “подписчиков” без понимания зачем и что с ними делать, большое желание бизнеса там засветиться, не имея никакой стратегии, как это превратить в продажи. Этот пузырь хоть и не лопнул, но определенно сдулся. Бизнесу, который планирует не вслепую сливать бюджеты, а выполнять kpi, требуется новая стратегия присутствия, комбинирующую публикацию постов в сообществах, таргетинговую рекламу, репутационный маркетинг, инструменты продаж, партизанские стратегии, сбор фидбека и так далее.
Если говорить о том, как определять живые и накрученные ботами или оферами сообщества — то есть стандартные методики. Самый простой — попросить дать доступ к статистике группы, отказ — верный признак того, что администратор что-то скрывает. Надо смотреть на аудиторию (география, возраст, пол, источники трафику в группу, активность), контент и как аудитория реагирует на контент.
Другой вопрос — цена? Насколько адекватна цена рекламы в группах Воронежа?
Цена хоть и более менее устаканилась в старых группах, но все равно взята с потолка и зависит только от спроса на нее. Главный совет тем, кто хочет размещаться — торгуйтесь.
И самое наболевшее – страницы, посвященные конкретному бизнесу: кафе, продажа косметики и т.п. Почти все создали «В контакте» свои группы и ждут продаж… Вообще насколько нужен бизнесу аккаунт в социальной сети, какие цели надо ставить при создании этого аккаунта и не пустая ли это трата времени для некоторых?
Как я и говорил, если нет стратегии, а есть уверенность, что нужно просто нагнать подписчиков и подождать, то ничего социальные сети бизнесу не принесут. Даже опыт и тот будет бестолковый. Если кратко отвечать на вопрос — то любому b2c бизнесу присутствие в соцсетях обязательно. Степень обязательности зависит от целевой аудитории и финансовых возможностей предпринимателя. Далеко не каждый товар можно гарантированно продавать (то есть выполнять адекватный план продаж) через соцсети и далеко не каждый предприниматель, даже с сммщиком в штате сможет это делать. Бизнес в социальных сетях может многое, главное подходить ко всему с головой.
Подготовила Ольга Гладнева