Журнал «СТОЛЛЬ» сформулировал семь хороших советов, как общаться со СМИ и правильно вести себя с журналистами. Рассказываем, как стать медийной персоной и почему нельзя вмешиваться в работу редакции.
История. Хорошо подумайте о том, что именно вы хотите рассказать. Это должно быть что-то запоминающееся, необычное, полезное, новое или крайне актуальное — а лучше всё сразу. Никому не интересно, что вы просто открыли свою дизайн-студию и у вас всё хорошо. Но если вы поделитесь хорошим кейсом или расскажете о верных способах выжить в кризис — другое дело. А может вы три года путешествовали по Азии, чтобы найти рецепт лапши для вашей лавки? Проанализируйте свою историю и найдите факты, за которые можно зацепиться. Но не занимайтесь самолюбованием.
Выбор. СМИ и медиа-ресурсов сейчас очень много, но не все они могут принести пользу и желаемый результат. Запомните: у каждого издания есть целевая аудитория, и необходимо убедиться, что она близка ЦА вашего проекта или хорошо подходит для реализации конкретной идеи. Не гонитесь за количеством просмотров — какой в них смысл, если смотреть будут не те люди? Изучите рынок, составьте список СМИ. О чем они пишут? Кто их читает? Что пишут в комментариях? Какую репутацию они имеют среди ваших коллег и конкурентов? Кто там уже публиковался? Какой отклик это нашло? Ответив на эти вопросы, вы поймёте, куда вам стоит обратиться.
Контакт. Нет ничего постыдного в том, чтобы написать журналистам первым. Свяжитесь с редакцией, расскажите, кто вы, ошеломите историей из пункта 1, подтвердите свою готовность идти на контакт и ждите ответного письма. В любом уважающем себя издании отвечают на подобные запросы: либо вам в вежливой форме откажут, либо назначат встречу. Но не вздумайте пропадать, если вы пришли к некоему соглашению. Даже если у вас завал и дедлайны по всем направлениям, найдите время на встречу с журналистом. Все мы существа нежные, а ещё у нас есть свои дедлайны. Если хотите, чтобы вас уважали, уважайте труд других.
Открытость. Будьте честными и открытыми — только так вы будете интересны и журналисту, и читателю. Не заставляйте вытягивать информацию и додумывать за вас. Не стесняйтесь, если стартовый капитал вам дали родители. Расскажите сначала про трудности, а потом про хитрости, которые помогли их преодолеть. Скажите честно, что именно не получилось так, как было запланировано, — всё это опыт, который может помочь другим. Иначе в чём ценность вашего интервью?
Самоконтроль. Во-первых, думайте, что говорите. Чтобы потом не пришлось несколько раз вносить правки в статью, только потому что вы сказали не то. Вообще вносить правки — дурной тон, если это не фактическая ошибка. А во-вторых, не вздумайте расхваливать себя, даже если вы достигли немалого успеха и получили признание. Как минимум, это некрасиво. Кроме того, тогда материал будет рекламным и скучным — отсюда негативные комментарии и не самое хорошее отношение и к вам, и к вашему бизнесу. Лучше расскажите, что вам пришлось продать машину, чтобы выплатить первые гонорары своим работникам. Или поделитесь тем, что вас вдохновляет и помогает работать.
Доверие. Не вмешивайтесь в работу журналиста. Если в пункте 2 вы сделали всё правильно, расслабьтесь — с вами работает знающий человек. Просто доверьтесь ему. Но если всё же вас что-то не устраивает, объясните, что именно, и почему для вас это важно. Найти компромиссное решение совсем не трудно, если, конечно, вы не пропустили пункты 4 и 5 и не наболтали лишнего. Например, гадостей про своего конкурента, за которые теперь стыдно.
Медиасцена. Оставайтесь всегда на виду и на слуху. Одиночные интервью быстро теряются. Сообщайте о новостях в вашем проекте, выступайте в качестве эксперта и спонсора, инициируйте спецпроекты, не ленитесь давать интервью и комментарии. И, конечно, устраивайте инфоповоды, которые привлекут внимание прессы. Чем чаще и качественные, тем лучше. Проведите мастер-класс или привезите хорошего спикера, устройте праздник под открытым небом, соберите коллег на бизнес-ужин или устройте трансляцию тематических фильмов в уличном кинотеатре. Но не забывайте, что всё должно быть реализовано очень хорошо. Тогда вы будете чаще появляться в СМИ, о вас узнает больше потенциальных клиентов и партнёров, а ваша репутация скажет вам спасибо.
Автор Ксения Камынина