В политике и футболе разбираются все. К этому вполне можно добавить и продвижение компании. Причин тому, наверное, много: доступность разного рода ресурсов, которые дают лишь обрывочные сведения, но формируют иллюзию знания, большая доля субъективного восприятия, которая относится к креативам и т.п.
В общем, ситуация, когда компания нанимает агентство или штатного сотрудника для рекламы, PR, интернет-маркетинга, но в последствии его действия регламентируются большим количеством людей с этой сферой связанных формально, либо вносящих существенные противоречия в стратегию или ТЗ – явление частое. Результат этого всегда одинаков – поставленные показатели не достигаются, или к ним приходят, но затратив гораздо большее количество времени и ресурсов, одним словом – процесс становится неэффективным.
Как работать исполнителю, и что делать заказчику, чтобы и контролировать процесс, и в то же время не «чинить» бесконечные препятствия. Коснемся «человеческого» фактора, который тут играет решающую роль.
Итак, давайте разберемся, кто чаще всего претендует на роль эксперта в области маркетинга в компании?
Заместитель директора по самым общим вопросам
Этот человек всегда занят в компании чем-то очень важным, у него есть свое мнение по самому широкому кругу вопросов: какие карандаши заказывать, как рассчитывать KPI, какой должен быть ремонт и цвет стен. Возможно, он вполне компетентен и даже не заменим в решении общих административных вопросов, но давайте не будем смешивать область стратегии компании с текучкой.
Доверите ему контроль – он забросает заданиями об обновлении вывески, заказе папок и блокнотов, просто потому, что это — его область компетенции, тут он как «рыба в воде», и потом покажет в виде результата: новые вывески, красивую полиграфию. Все это важно, но, к сожалению, в краткосрочной перспективе и к вашей работе относится опосредовано.
Старый и заслуженный сотрудник
Подчас самый непробиваемый персонаж, с которым часто сталкивается именно штатный маркетолог. Ваш проект и вас лично не любит просто потому, что, наверняка, раньше он сам занимал позицию «советника» по развитию. Вас воспринимает как врага и конкурента. Полностью доверить контроль такому «ментору» опасно, потому что работа над проектом превратиться в поле боя, где все показатели «падут смертью храбрых». Масштаб компании растет, и если на начальном этапе, наверняка, его знаний и опыта хватало, то отдайте должное его заслугам и усилиям, включите в рабочую группу как человека, который помог бы наладить кросфункциональные связи между маркетингом и другими подразделениями, с чем он хорошо справится.
Начальник отдела продаж
Начальник отдела продаж может вас критиковать и мешать проекту, не потому что ему так важно высказать свою позицию или не потерять в «статусе», как предыдущим, а просто потому, что бюджет, который вам выделили – он хочет пустить в поддержку продаж. Кроме того, продажа – это осязаемая прибыль, а вот какие результаты принесет ваш комплекс маркетинговых инициатив – для него большой вопрос. Маркетинг и продажи должны работать сплоченно, но не всем компаниям надо, чтобы коммерческий отдел полностью «захватывал» власть над продвижением.
Менеджер, который считает себя youtube блогером
Безобидный товарищ, на которого часто обращают незаслуженно много внимания. Когда-то он создал успешную группу «В контакте», набравшую 5000 подписчиков или снял ролик для youtube. После этого считает долгом упорно обсуждать вашу провальную стратегию продвижения. Если вдруг ему доверят курирование вашего проекта — будьте уверены изольет весь свой творческий потенциал.
Помощник руководителя
Очень часто в небольших компаниях помощник руководителя – человек, который выполняет огромное количество разнообразных поручений и не редко контроль агентства или сотрудника ему же и поручают. Основная проблема в том, что у него нет ни сил, ни желания вникать в ваши вопросы. Единственное, что важно, чтобы вы сделали что-то побыстрее и с его наименьшим участием, если вы этого не можете (ироничный смех) – вы плохой подрядчик. Обратная связь, контроль процессов, отчеты или совещания – это лишнее.
Кого слушать?
В идеале, хотелось бы ответить, что вы должны слушать только профессионала, которого наняли, но тут не все однозначно. Ему тоже нужны отправные точки для работы: цели, задачи, сроки.
Подходите к продвижению осознанно, а не просто, потому что конкуренты дают рекламу и это выглядит красиво. Не бывает двух одинаковых «больных». Если вы не можете определить для себя перспективные планы развития, обозначить конкретные цифры и сроки – то не один инструмент маркетинга вам не поможет, а привлечение людей к контролю по принципу «кто меньше всего загружен» только наведет хаос в процессах.
Ольга ГЛАДНЕВА