Smart-часами, фитнес-трекерами и прочими «умными» атрибутами повседневной жизни давно уже никого не удивишь. Другое дело – «умная» техника для бизнеса, так называемый «интернет вещей» и технология М2М. Что за зверь такой «интернет вещей», как он помогает и какие воронежские компании уже его использует, бизнес-журналу СТОЛЛЬ рассказал директор филиала МТС в Воронеже Владимир Байгушев.
- Что такое «интернет вещей» и как он работает?
Если мы говорим об «интернет вещей» на предприятии, то это технология, которая может повысить эффективность работы компании, в том числе за счет автоматизации привычных процессов, исключив из них человека. Основой для работы «интернета вещей» является технология machine-to-machine (М2М), которая позволяет обмениваться данными при помощи встроенных телематических сим-карт. Как это работает: сим-карта устанавливается в машину-холодильник, которая транспортирует молочную продукцию. Данные о температуре передаются на диспетчерский пункт, там эти данные фиксируются. Через эту же сим-карту холодильник связывается с диспетчерами в случае возникновения неполадок. Как это помогает: внедрение интернета вещей позволило местному производителю наладить схему доставки по всей Центральной России товара со сложными условиями хранения.
В принципе, сим-карту можно использовать для любых целей, «интернет вещей» подходит и для транспортных предприятий, и для сферы ЖКХ, и для энергетиков, и для медицины. Как правило, есть задача, а под нее подбирается решение.
- «Интернет вещей» помогает экономить?
Что будет, если каждый автомобиль из таксопарка на 100 машин ежедневно будет экономить по 1 км пути просто выбирая более удобный маршрут? Это в сумме 100 км в день и 3 000 км в месяц. Сколько необходимо топлива, чтобы проехать такое расстояние? А что, если таксисты будут в день на 30 минут меньше стоять в пробках, зная способы их объехать? Этого времени вполне хватит, чтобы выполнить еще один заказ, а это 100 заказов в день и опять же 3 000 заказов в месяц. В среднем, минимальная поездка по городу стоит 100 рублей. Выходит, что каждый сэкономленный километр может приносить компании несколько сотен тысяч рублей месяц. Все это позволяет делать телематика. Плюс к этому полное исключение «левых» заказов, потому что сим-карты отслеживают передвижение транспорта и расход топлива.
- Кто уже использует в Воронеже и области «интернет вещей»?
Уже активно применяют «интернет вещей» банки, транспортные организации и охранные предприятия. Например, крупнейший российский банк из Воронежа мониторит своих инкассаторов по всей Центральной России. А у ЧОПов в принципе практически вся работа завязана на телематику: сим-карты установлены в камерах видеонаблюдения, изображение с которых передается на пульт охраны или на смартфон. Плюс кнопка быстрого реагирования и мониторинг транспорта, с помощью которого на вызов автоматически отправляется самый близкий по локации экипаж. Такой механизм отлажен как часы. А сим-карта в автомобиле – это когда мы вызываем такси, а оно приезжает через пару минут, потому что система отыскала самый близкий к нам автомобиль.
- Какие у «интернета вещей» перспективы развития?
По, оценке МТС Российский рынок «интернета вещей» будет расти до 40% ежегодно под влиянием двух драйверов: государственных программ и запросов бизнеса. Государственные проекты и региональные инициативы в области «умного города» и «умного дома» уже реализуются во многих российских городах. Органы власти используют IoT-решения для управления транспортом, безопасным городом, работой коммунальных служб и других проектов. Наибольший скачок развития M2M/IoT будет вязан с основными госпроектами в области экстренного реагирования при авариях транспортных системах, реализации законопроектов в области ЖКХ и смарт-счётчиков, разработки национальной платформы и национальных стандартов для электроники и программного обеспечения в области «интернета вещей».
Иногда сложно провести черту между интернетом вещей «для бизнеса» и интернетом вещей «для жизни». М2М – это и доставленная нам горячая пицца, потому что техника не позволила курьеру застрять в пробке, а пицце остыть или детские смарт-часы для онлайн-контроля за передвижением детей. Тот же «умный холодильник» для кого-то просто забава, а для кого-то реальная помощь в бизнесе, если говорить о рестораторах. Игнорировать эти тенденции нельзя, потому что с развитием технологий выигрывать будут те, кто на шаг впереди конкурентов.