Бизнес-журнал «СТОЛЛЬ»
среда, 24 апреля 2024

Сейчас не самый лучший момент для того, чтобы бросить все и стать свободным фотографом

Подписаться на «СТОЛЛЬ»
Вступай в бизнес-сообщество Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Twitter:

Один из самых популярных фотографов Воронежа Константин Добровицкий честно и открыто рассказал нам, как кризис затронет фотографов, почему московские маркетологи лучше воронежских, о будущем индустрии и ее проблемах в нашем городе, а еще немного о местном «гламуре».

rn-r1aYyhWk

Ты довольно известный фотограф в Воронеже и не первый год на рынке, а с чего начиналась твоя работа и почему выбор пал именно на фотографию?

Работа как таковая началась только спустя два-три года после покупки первого фотоаппарата. Это был старенький пленочный Зенит. Все свободное время я бродил по городу в поисках новых кадров. Доставал друзей отпечатанными снимками и вместе с написанием курсовых в библиотеке жадно прочитывал все, что попадалось на тему фотографии. Видимо, это и включило «цепную реакцию» из новых друзей, фотокурсов, работы в фотосалоне, рекламном агентстве и, в конечном счете, привело к той профессии, которой я сейчас занимаюсь. Маленький фотоаппарат стал локомотивом, который потащил за собой без каких-либо шансов на раздумья или остановку.

20150421-6146 Panorama

Посещал ли ты какие-то курсы, мастер-классы или все пришло с опытом, путем проб и ошибок?

Конечно, очень важен круг общения. Первые друзья по увлечению привели на фотокурсы. Нашлись люди, готовые помогать советами. И я им очень благодарен за это. Но и тогда и сейчас я не уверен в том, что это — самая лучшая точка роста. Технические навыки можно освоить достаточно быстро особенно сегодня, когда любой вопрос можно решить при помощи запроса в поисковике. Даже у начинающих достаточно большая «насмотренность». Оборудование становится проще в техническом плане и легче в физическом. Есть, кстати, мнение, что это главные причины массового прихода в профессию женщин. Вы больше не обязаны быть инженером химиком, с дипломом физика-оптика, способным тащить на себе 10-15 кг оборудования на марафонскую дистанцию. Так что курсы нужны скорее для знакомства со средой. С особенностями работы в Воронеже, например. Опыт коллег часто очень полезен. А отдельные навыки можно «прокачать» на мастер-классах. Это что-то вроде повышения квалификации. Все остальное только практика и собственные шишки.

Фотография сегодня  это — творчество или коммерция? Надо ли быть талантливым или достаточно стать успешным и популярным?

Ну для того, чтобы стать «успешным и популярным», тоже требуется некоторый талант. Может быть, фотография здесь не главная составляющая и с такими навыками лучше идти в рекламу или шоу бизнес. Знаю очень много людей, которые относятся к этой профессии именно как к бизнесу. Подход странный, потому что в этом случае свой КПД ты измеряешь в годовой прибыли. И здесь, мне кажется, надежней развивать любое другое дело. Просто потому, что ты усердно и старательно делаешь свою работу не для того, чтобы построить дом или купить яхту (среди фотографов это удается единицам), а для того чтобы сбежать в первый же перерыв поснимать листья в парке или снегопад. Несколько странная деятельность для серьезного бизнесмена, вы не находите? Впрочем, это, конечно, дело каждого – решать, чем заниматься и кем быть.

Я не очень верю в талант как какой-то врожденный дар. Есть стандартное «правило 10000 часов». Ведь не так сложно стать блестящим переводчиком, поваром, музыкантов или спортсменом, если заниматься и тренироваться по 5 часов в день. Другое дело, что только ради будущих прибылей это делать довольно сложно. Ну и наконец, что для вас важнее: чтобы мастер (врач, плиточник или парикмахер) сделал свою работу качественно, уважительно к вашим пожеланиям и интересам (в том числе финансовым) и в срок или достаточно простого осознания, что опоздавший, хамоватый товарищ, несогласный с вашим ТЗ – гений?

20140705Scan-140706-0015,xlarge.1433951758

Как ты оцениваешь рынок фотографии в Воронеже, есть у нас что-то больше свадебной съемки? Вообще, насколько насыщен этот рынок. Остались ли свободные ниши?

Сегодня самое любимое выражение, что «у нас теперь каждый второй фотограф». Казалось бы, это говорит о большом спросе на фотоуслуги. Но на самом деле все не совсем так. Как и в любой другой сфере, здесь все друг друга хорошо знают. Основной костяк фотографов едва ли превысит 100 человек на миллионный город. Остальные либо случайные люди, которые пытаются подзаработать пока не найдут постоянную работу, либо очень узкоспециализированные фотографы, о которых мы никогда ничего не узнаем, потому что они фотографируют какие-нибудь станки на производстве или установленные за городом рекламные конструкции. Основной продукт здесь визуальный, а, значит, вся работа на виду. Самая большая конкуренция традиционно в свадебной и семейной фотографии. Специфичных рынков не так много, но это — дело времени. В целом этот рынок очень похож на рекламный, и напрямую зависит от активности бизнеса. Развиваются производства, строятся дома и торговые центры, происходит рост, обмен и взаимодействие в бизнес-среде – много работы для фотографов. В кризис, как и всякий малый бизнес, рынок фотографии схлопывается. К тому же сейчас порог вхождения в профессию (камеры, объективы и прочие принадлежности) очень высок. Мягко говоря, момент для того чтобы бросить все и стать свободным фотографом, сейчас не самый лучший.

20110409-7553,large.1432115645

Кстати, почему ты не снимаешь свадьбы и что бы никогда не стал снимать?

Меня так часто об этом спрашивают, что уже проще говорить, что да, снимаю))). Продолжая прошлый вопрос, могу добавить, что было время, когда фотограф в провинции мог заработать только  на выпускных альбомах, свадьбах и работе в газете (последнее, правда, сомнительно). Так же как в сельской больнице может быть один фельдшер или терапевт. Но в городе ведь все иначе: больше и выше запросы аудитории, новые профессиональные вызовы и возможности. Я за то, чтобы в каждой сфере деятельности был свой специалист. Умеешь делать красивые ванильные снимки про любовь – добро пожаловать в свадебные фотографы. Любишь по три часа выставлять свет и крутить под нужным углом ювелирку – отличный предметный фотограф. Не можешь усидеть на одном месте дольше часа – репортажи ждут тебя. Другое дело, что все тот же рынок диктует свои условия. Ну не получится в Воронеже быть знаменитым светским или глянцевым фотографом. Просто из-за отсутствия среды. По поводу «не снимать», мне в некотором роде пока везет. Сомнительные товарищи как то отваливаются сами собой. Здесь, наверное, дело интуиции и опыта. Очень важно отсеять или даже перенаправить заказ к лучшему специалисту, чем выполнять заведомо некачественную работу или месяцами ждать оплаты от недобросовестного клиента.

Как считаешь, чего не хватает в Воронеже для развития фотографии: школ, студий, может быть, запросы клиентов пока таковы, что действительно качественную съемку и при этом не свадебную заказывают единицы?

Если говорить о коммерческой съемке, то в первую очередь хочется написать — бюджетов. Но даже это не на первом месте. Время от времени встречаешь маркетологов, которые понятия не имеют, зачем им заказывать фотосъемку производства, интерьера ресторана или своих сотрудников. Это при том, что потребитель уже в 90% случаев собирает всю необходимую ему информацию в интернете, а не в офисе или торговом зале компании.  Если говорить именно о развитии фотографии, то школ и студий очень много, в результатов мало. Фотоснимок сегодня уже как таковой не является единицей измерения профессионализма  фотографа, а  фотостудия из собственности фотографа и рабочего места превращается в центр притяжения для общения, обмена опытом и обучения. Очевидно, что фотопроекты, серии фотографий на определенную тематику, фотоистории и фотоэссе, медиапроекты в ближайшее время будут все чаще на слуху. Просто потому, что так везде уже произошло. И эта волна движется к нам. Сегодня в Воронеже уже есть несколько человек, которые очень активно готовят почву для серьезных изменений. Проблема скорее в площадке для их презентации,  виртуальной и физической. И конечно, пока подобные вещи не оплачиваются хотя бы частично, большинство будет занято поисками коммерческих заказов и все теми же свадьбами, а фотовыставки будут унылым собранием видов города на закате.

20141222-2876_800px

А как складываются отношения с клиентами. Были ли сложные? Как выходишь из этих ситуаций?

Как и у всех) С годами складывается некоторый круг постоянных заказчиков. Нам комфортно работать вместе. Практически все недоразумения и ошибки мы исправили по ходу работы. Плюс, эти алгоритмы работы впоследствии переносятся уже на новых заказчиков, что уменьшает возможное недопонимание. В целом мой совет — лучше «договариваться на берегу». В идеале -письменно. Здесь, как и в рекламе, сложно добиться четкого ТЗ. Москвичи в этом плане всегда радуют. За неделю до мероприятия у тебя будет четкий бриф на 2-3 листа. Инструктаж в день мероприятия по делу, вместо стандартного «ну нафоткай там чего-нибудь красивого». Заказчик должен точно понимать, за что он платит деньги и как он потом будет использовать фотографии. В случае моих накладок, обычно сам ищу замену или предлагаю бонусы/скидки на последующие съемки. Сложней всего все с тем же воронежским миром «гламура». Там всегда хочется, чтобы картинка была как на Неделях высокой моды из Милана, а получается почему то бывший воронежский ДК.

Сотрудничаешь ли ты с местными журналами? Если нет – то почему?

Начинал с журналов, но там своя атмосфера и нам бывало сложно друг друга понять. Несмотря на то, что журнал на 80% может состоять из картинок, фотограф часто будет последним человеком, с которым редакция будет советоваться по поводу материала. Редактора и журналисты чаще заняты организацией встреч и интервью, номером в целом и рекламодателями, вспоминая о фотографе за час до мероприятия. Не говоря уже о том, что выбор места съемки может лишить вас возможности работать как таковой. Например, круглый стол в самом дальнем и темном конце зала, с возможностью съемки только из одного угла. Когда таких журналов 4-5 и нет возможности ни спланировать график съемок, ни хоть как то скоординировать свою работу, съемки превращаются в нескончаемую беготню в тщетных попытках успеть все и везде.

20150111-7767,large.1433943797

Как фотографу создать имя, стоит ли делать ставку на аккаунты в соц. сетях или достаточно собственного сайта? Что работает на рынке фотографии?

Чем мне нравится эта профессия, так это тем, что сколько бы фотограф вам не рассказывал об истории фотоискусства, мировых трендах и невероятных характеристиках своей оптики, вы всегда можете сказать – «фотки покажи». Никакие дипломы, благодарности на стене и рекомендации знакомых не скажут больше. Если вы начинаете и вам уже есть, что показать, то скорее всего вам нужны все возможные и доступные ресурсы и площадки. Есть мнение, и вполне обоснованное, что в собственном сайте нет необходимости. Соц.сети оперативнее, там больше аудитория, есть возможность интерактива. Но часто бывает и так, что серьезный заказчик хочет получить примеры работ по конкретной тематике, в презентабельном виде и очень быстро. Ни один маркетолог не будет шерстить вашу ленту в поисках нужных фотографий. Да и у вас, если вы работаете, времени на выборку нужных фото может и не быть. Стоит сайт копейки при покупке простого шаблона и привязке его к хостингу. Выглядит просто, доступно и наглядно. Главное оперативно все обновлять. Это занимает достаточно много времени.

20141121-4548,large.1431701093

Сколько уходит времени для того, чтобы стать востребованным и быть обеспеченным заказами « на год» вперед. И возможно ли такое сегодня на рынке?

Едва ли. Если говорить о свадебных фотографах, один-два сезона. Появляется уверенность, понимание того, в какой среде ты работаешь, что и сколько стоит, и цены взлетают сразу на 20-30%. Свадебный график более предсказуем. Фотографы начинают забивать сетку уже в начале года. «Репортажка» более спонтанна, но менее зависима от времени года. Интересно, что несмотря на все соц. сети, при наличии качественных работ, лучше всего и всегда работает «сарафан». Нужно быть везде и много — много снимать. Знакомства, общение и снова съемки. И отличные фотографии, конечно. Не нужно забывать и об обратной стороне.  «Человек свободной профессии» часто ненормированно занят круглые сутки. Это не очень полезно для творческой составляющей. Перерывы, смена деятельности и банально свободное время для творческих проектов могут дать больше, чем безальтернативная круглогодичная востребованность на фотографическом конвейере.

И в конце нашей беседы дай пожалйста несколько советов, тем, кто только планирует заняться фотографией.

— Есть отличный тест. Положите фотоаппарат на полку. Если в течение недели у вас начинается физическая «ломка» от того, что нужно пойти что-то поснимать – выбора у вас уже нет)))
— Много фотографируйте. Когда это начнет получаться достаточно хорошо, люди сами начнут предлагать вам делать это за деньги.
—  Очевидное – развивайтесь. Учитесь, тренируйтесь, оттачивайте навыки, посещайте мастер классы, особенно по смежным дисциплинам (история, культура, искусство и тд).
— Создавайте правильное окружение. Будь это один мастер, у которого вы учитесь или десяток фанатиков, от которых вы возьмете понемногу опыта и мастерства.
— Создавайте условия, при которых люди будут сами вас искать.
— Не зацикливайтесь на технике. Самый дорогой фотоаппарат прослужит дольше, но кадры будут те же.
— Будьте всегда открыты. Времена замкнутых гениев давно прошли. Общайтесь. Участвуйте в совместных проектах. В меру, но обязательно рассказываете окружающим, что и зачем вы делаете.
— Помогайте коллегам. Конкуренция существует только на низовых уровнях. Фотографы часто делятся друг с другом заказами или рекомендуют знакомым.
— Создавайте новые рынки, инфо поводы и точки роста для среды в целом. Здесь это очень просто.
— Будьте любопытны. Это важно.
Удачи)

Вступай в бизнес-сообщество Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Twitter:

← Вернуться

×
Вступай и участвуй в жизни бизнес-сообщества Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Я уже подписан на «СТОЛЛЬ»
×
Вступай в бизнес-сообщество Воронежа
ВКонтакте:
Facebook:
Twitter:
Я уже подписан на «СТОЛЛЬ»